Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, г. Лида, ул. Суворова, 9.       Телефоны: 8 (0154) 62 99 09;  8 (0154) 62 99 08       E-mail: dcrr1lida@yandex.by         

 
 
Поиск по сайту
 
 
Переводчик
 
 
Год малой Родины

 

 

 
 
 

Гендерное воспитание

Вернуться назад

 

Содержание полового воспитания

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности.  Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей.  Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.  Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.

 

Полоролевое воспитание детей шестого года жизни: из опыта работы

Медицинская, социально-психологическая и педагогическая службы рекомендуют: начинать половое воспитание, включающее полоролевую идентификацию, подготовку к семейной жизни, гигиену и др., необходимо с самого рождения.

Чтобы педагоги имели возможность оказывать родителям квалифицированную помощь в половом воспитании их детей, возникла необходимость определить основные цели, задачи и принципы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель полоролевого воспитания: сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.

Задачи полоролевого воспитания:

-   Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).

-  Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов.

-   Подготовка к будущей семейной жизни – к роли отца и матери.

-  Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знания о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).

-    Удовлетворение познавательных интересов детей.

Далее мы подробно остановимся на особенностях взаимодействия педагогов с родителями в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Основные принципы полоролевого воспитания:

· Принцип перспективной инициативы – разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.

·  Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, чтобы передавать детям соответствующие установки и сведения. (Этот принцип называют также принципом иммунизации против нежелательных влияний)

· Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.

·  Принцип понятности, ясности и правдивости: не сводить работу к упрощенным аллегориям «из жизни растений»; правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребенка, его мировосприятию; исключать ложь – всегда правда, и только правда, но не вся.

·  Принцип чистоты: сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.

· Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работниковобщность взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.

·  Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полового воспитания как части системы собственно воспитания, социализации и просвещения.

Предлагаем примерную тематику совместной деятельности педагога с детьми 5-7 лет по полоролевому воспитанию.

Цель: сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.

 

Примерная тематика работы со старшими дошкольниками по половому воспитанию

Тема

 Содержание

Из чего же сделаны мальчишки и девчонки?

  • Рассказ воспитателя о физиологических различиях полов с использованием наглядных пособий
  • Беседа об обязательном гигиеническом уходе за своим телом
  • Правила поведения в душевой, туалете, при переодевании 

Одежда девочек и мальчиков

  • Беседа «Одежда девочек и мальчиков», работа с картинками
  • Как девочке и мальчику одеваться зимой и летом, чтобы не повредить своему здоровью
  • Сюжетно-ролевые игры: «Кукла идет в гости», «Собираемся в театр», «Одеваемся на прогулку в лес (на пляж)». Игры: «Показ моделей», «Ателье мод» 

Поведение девочек и мальчиков

 

  • Чтение стихотворений А. Барто «Любочка», «Вовка – добрая душа»
  • Работа с пиктограммами
  • Ролевые игры   

Должен ли мальчик быть рыцарем?

 

  • Чтение «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Анализ сказок, например «Сказки о мертвой царевне...»
  • Беседа «В чем сила и слабость мальчика?»
  • Анализ житейских ситуаций
  • Составление кодекса рыцаря в рисунках
  • Ролевые игры: «Мальчик приглашает на день рождения девочку», «8 Марта»         

Как девочке стать привлекательной

  • Анализ поведения героинь в сказках «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» и т.д.
  • Составление кодекса «благовоспитанной дамы» в рисунках

Игры и игрушки мальчиков девочек

 

  • Игра «Я знаю пять игр (игрушек) мальчиков (девочек)»
  • Беседы: «Почему девочки не играют в ковбоев, разбойников?»; «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек?»
  • Совместная игра

 

 

Дружба мальчиков и девочек

  • Чтение сказок «Снежная королева», «Цветик-семицветик»
  • Беседы «Как подружиться с девочкой?», «Как оказывать знаки внимания?», «Почему мужчины и женщины целуются?»
  • Ролевые игры. Игровые ситуации «Разрешите представиться»

Отношения между братьями и сестрами

 

  • Анализ рассказов Н. Носова «Фантазеры»,
  • Э. Шим «Брат и младшая сестра»; стихотворений А. Барто «Младший брат», «Обида»
  • Беседа «Мои братья и сестры»
  • Ролевые игры: «Сестренка заболела», «Идем на прогулку», «Сестренку обидели», «В семье появился братик (сестренка)», «Мы с братом (сестрой) играем»

Домашние обязанности мальчика, девочки

 

  •  Анализ стихотворений Э. Успенского «Я один у мамы сын», «Если был бы я девчонкой»,
  • А. Барто «Помощница»
  • Беседы «Мужская и женская работа», «Чем я могу помочь маме и папе?»
  • Игры на «домашние сюжеты»: «Уборка дома», «Стирка», «Готовимся к празднику», «Ждем гостей», «День рождения», «8 Марта»

Женские и мужские профессии

 

  • Беседы «Кем я хочу стать?»; «Профессии родственников»
  • Чтение стихотворений В. Маяковского «Кем быть?», С. Маршака «Кем стать?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
  • Игры: «Кто знает больше профессий?»; «Примеряем работу»

 

Собрание-студия для родителей, воспитывающих детей 4 - 5 лет

"Воспитание мальчиков и девочек в семье"

Цель: Помочь родителям осознать значимость проблемы полового воспитания детей и роль семьи в этой работе; познакомить с содержанием, формами и методами работы по проблеме половой идентификации детей в детском саду; побудить к активному взаимодействию с педагогами в обсуждении указанной проблемы; познакомить с результатами диагностического обследования по методике «Моя семья».

 

Подготовка собрания-студии

  1. Анкетирование родителей «Половое воспитание дошкольников».
  2. Диагностическое обследование «Моя семья».
  3. Оформление родительского уголка «Мальчики и девочки».
  4. «Копилка вопросов» – сбор вопросов,  интересующих родителей по данной теме.
  5. Составление рекомендаций «Особенности воспитания мальчиков в семье», «Особенности воспитания девочек в семье».
  6. Проведение занятия с детьми «Мальчики и девочки».

 

Ход собрания-студии

Воспитатель. Уважаемые родители! Наша встреча посвящена достаточно сложной проблеме - половому воспитанию детей. Долгие годы об этом вообще не говорилось. Сейчас отношение к проблеме изменилось и в педагогике, и в медицине, и в психологии. Мы предлагаем построить наш вечер таким образом. Сначала посмотрим занятие с детьми по теме, которую сегодня обсуждаем. Затем поговорим о том, какие качества необходимо воспитывать в наших мальчиках и девочках: этот вопрос, судя по «Копилке вопросов», вас очень волнует. Поможет нам в этом психолог. Познакомим вас с результатами теста, который убедительно показывает, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов семьи чувствует себя ближе. Во время просмотра занятий понаблюдайте за своим ребенком, за тем, как он себя ведет, как усваивает информацию. Используя методику «Цветопись», оцените деятельность своего ребенка. Для этого выберите один из разноцветных кружков: зеленый, если деятельность ребенка на занятии была, на ваш взгляд, успешной; красный - если ребенок ничего не усвоил.

 Обсуждение качеств, которые необходимо воспитывать в наших мальчиках и девочках.

 Педагог-психолог. Уважаемые родители! Чтобы обсуждать тему, необходимо определить, что такое половое воспитание. В чем оно заключается? (Высказывания родителей?) Половое воспитание ребенка заключается в следующем.

¨            Овладение культурой взаимоотношений полов.

¨            Формирование адекватной полу модели поведения.

¨            Правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.

Половое воспитание, как известно, начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную полу модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины. Но как показали анкеты, которые вы заполняли, не все владеют информацией по данной теме в достаточном объеме, и не все считают, что половое просвещение необходимо.

В рамках полового воспитания происходит половая идентификация ребенка - он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Как происходит этот процесс? Сначала под руководством взрослых, в соответствии с общепринятыми традициями, через подражание взрослым ребенок учится быть мальчиком или девочкой, начинает находить различия в одежде. Затем постепенно типичное поведение мужчин и женщин запечатлевается в сознании ребенка, и он подражает взрослому, копируя даже вредные социальные привычки, например курение, пьянство, брань. Одновременно происходит дифференциация в предпочтениях игр, игрушек – так дети пробуют себя в роли мужчин или женщин. Девочки знают и умеют больше в сфере быта, а мальчики - в сфере техники.

Развитие самосознания приводит к осознанию себя как мальчика или девочки. В 3-4 года ребенок уже знает, кто он, но не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

Как уже отмечалось, ориентация ребенка на ценности своего пола происходит прежде всего в семье. Ребенок подражает преимущественно тем, кто является представителем его пола. В малой полной семье мальчики ориентируются на отцов и подражают им, девочки - на матерей. В многодетной семье половая идентификация происходит по старшим братьям и сестрам. В неполной семье процесс идентификации происходит сложнее. Если в семье отсутствует папа, то мальчик развивается скорее как девочка: у него формируются покорность, изнеженность, беспечность. Поэтому одинокой маме необходимо предоставлять сыну возможность общаться с взрослыми мужчинами, дедушкой, друзьями.

Половая идентичность, т.е. принятие стиля того или иного взрослого, формируется у детей к 5-6 годам как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени они понимают, что пол – это навсегда: мальчик, когда вырастет, станет мужчиной, а девочка  – женщиной.

А теперь давайте выясним, с каким полом идентифицируют себя дети. Все знают, кто они – мальчики или девочки, но не все могут объяснить, откуда знают это. Некоторые объясняют так

Яна. Узнала, что она девочка из-за того, что носит сережки.

Ксения. Об этом мне сказали мама и папа.

Оля. Я девочка, потому что у меня такое лицо красивое.

Алина. Я смотрела в зеркало, у меня длинные волосы. Значит, Алена, Вика и я – девочки.

Сережа. Узнал по имени.

Юра, Влад. Мы мальчики, потому что у нас нет косичек, юбки и сережек

Толя. Я мальчик, потому что меня мальчиком называли родители и Толиком тоже называли.

Психолог. Отвечая на вопрос «Чем отличается мальчик от девочки?», практически все дети говорят, что мальчики и девочки отличаются одеждой, обувью, волосами, руками и ногами, головой. Некоторые говорят так

Даша. Девочки ходят красивее, а в остальном все одинаковые.

Сережа. Мальчик чуть-чуть постарше, он взрослый, а девочка поменьше.

Воспитатель. Мы приготовили для вас материал на тему «Качества, которые важно воспитывать в мальчиках и девочках». В конвертах находятся карточки, на которых перечислены качества личности (доброта, мужество, женственность, смелость, агрессивность, бережливость, хозяйственность и т.д.). Отберите те, которые вы хотели бы видеть у своего сына или дочери (положите их слева), а те качества, которые вас совсем не устраивают и вы приложите все усилия, чтобы изжить их в своем ребенке, — положите справа.

Теперь сравним ваши ожидания с тем, что, как утверждают психологи, является признаком пола. Принципиальных различий нет. Конечно, все мы хотим, чтобы дочь выросла мягкой, доброй, заботливой, красивой, изящной, а сын был сильным, мужественным, предприимчивым. И, конечно, никто не выбрал в качестве желательных качеств для своего ребенка агрессивность, истеричность.

Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из ее членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. «Расположите» на пальчиках себя и членов своей семьи (методика «Ладошка» по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься...

Воспитатель. Невозможно обсудить все волнующие нас вопросы полового воспитания детей на одном собрании, поэтому в родительском уголке мы будем периодически помещать информацию с ответами на ваши вопросы из «Копилки вопросов». На часть из них мы ответили в очередном номере газеты «Дружная семейка», посвященном воспитанию наших девочек и мальчиков.

Педагог-психолог Обменяемся впечатлениями о нашем собрании. На этот раз предлагаем методику «Поговорки – зеркало настроения». Прочитайте, пожалуйста, список поговорок. Выберите из них одну или две, которые вам особенно понравились и которые в наибольшей степени соответствуют вашему настроению. Если хотите, можно воспользоваться любыми другими изречениями. Выбрав поговорки, прокомментируйте их.

  1. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  2. Смелость города берет.
  3. Отец – рыбак, и дети в воду смотрят.
  4. В семье и каша гуще.
  5. Из молодого, как из воска, что хочешь, то и вылепишь.
  6. Учение – путь к умению.
  7. Как приучишь – так и будет.
  8. Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
  9. Не знать – не стыд, стыдно не хотеть знать.
  10. Жить – значит учиться.
  11. Где любовь и совет, там и горя нет.
  12. Куда иголка, туда и нитка.
  13. От прямого дерева – прямая тень.
  14. Вокруг теплой души всегда уютно.

 

Совместная деятельность педагога с детьми 5 - 6 лет по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки дружно играют, себя развивают"

Задачи:

Продолжать учить детей находить различие между мальчиками и девочками по внешним признакам; развивать желание соответствовать половой роли мальчика и девочки; формировать у девочек и мальчиков представления о качествах личности; пробуждать желание соответствовать этим качествам; закреплять знания о круге их увлечений, интересов и разных видов деятельности в зависимости от пола; учить внимательно слушать задание; составлять рассказ по картине, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; обогащать и расширять словарь детей; формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»; образовывать существительные единственного и множественного числа родительного падежа (одна девочка – две девочки – пять девочек); формировать навыки связной устной и речевого общения; воспитывать сопереживание, вежливое отношение в группе детей, к взрослым, умение быть внимательным.

Материалы:

Дидактические картины с изображением ситуаций поведения детей (2 шт.); набор игрушек для игр девочек и мальчиков; картинки; предметные фишки (по грамоте); разрезные изображения девочек и мальчиков. 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Воспитатель предлагает отправиться в страну. В этой стране дети будут много играть и рассказывать, слушать, смотреть, беседовать, доказывать. Сделаем разминку.

Упражнение для губ и языка

Мальчики играют на дудочке, дудочки облизывают с губ варенье язычком, и наоборот.

Упражнение для дыхания

Песенки гласных звуков «А» – плавно, «О» – отрывисто, «У» – нежно, «Ы» – быстро, отрывисто.

Далее детям дается игровое упражнение. Надо произнести чистоговорку, в которой используется имя мальчика или девочки.

Игровое упражнение

Ча-ча-ча, была Маша у врача

Ру-ру-ру, Петю за руку веду

Ма-ма-ма, Маша моет малыша

Су-су-су, Саша был в лесу и т.д.

Воспитатель создает игровую ситуацию: девочки загадывают загадку о присутствующем мальчике, а мальчики – о девочке, отмечая внешние особенности детей.

Пример описания девочки: у этой девочки длинные светлые волосы, серые глаза, одета в красную блузку и синюю джинсовую юбку. На ногах белые носочки и белые босоножки. На голове – цветные заколки. На пальчике – колечко с цветочком.

Пример описания мальчика: у этого мальчика темные короткие волосы, голубые глаза. Одет он в зеленую рубашку с короткими рукавами, в зеленые шорты с карманами. На ногах – белые носки и бежевые сандалии.

После разгадывания загадок детям предлагается сделать вывод: мы все дети разные, мальчики отличаются от девочек даже по внешнему виду. Девочки носят платья, юбки, блузки. Любят украшать свои волосы заколками, носят украшения, браслеты, колечки. Мальчики носят в основном короткие стрижки, им нравится одевать шорты, рубашки, они не носят платья и юбки.

Воспитатель читает загадку, в которой отображается деятельность девочек и мальчиков, во что могут и любят играть, чем заниматься.

– Весной венки  из одуванчиков

Плетут, конечно, только…

– Банты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у …

После этих загадок дети снова делают вывод: выделяют отличия девочек от мальчиков особенностью деятельности.

Перед следующим заданием проводится пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики, дружат девочки и мальчики».

Далее детям предлагается выложить из разрезных картинок изображение девочки и мальчика. Их имена можно узнать из зашифрованных карточек Имя составляется по первым звукам в названии изображенного предмета

 

Малина

 

Автобус

 

Шар

 

Аист

 

 

 

 

 

 

 

Слива

 

Арбуз

 

Шарф

 

Апельсин

 

Упражнение «Назови ласково»

Саша, Сашенька, Сашуленька, Сашечка

Маша, Машулечка, Машенька и т.д.

Упражнение «Один, два, пять»

Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном падеже.

Одна девочка, две девочки, пять девочек

Одна красивая девочка, две красивые девочки, пять красивых девочек

Один мальчик, два мальчика, пять мальчиков

Один веселый мальчик, два веселых мальчика, пять веселых мальчиков

Упражнение «Один – много»

Согласовывать существительные с глаголом.

Девочка играет, девочки играют

Мальчик прыгает, мальчики прыгают

            Упражнение «Закончи предложение»

Поиск соответствующего понятия.

Маша одета во … (что?)

Саша с книгой идет … (куда?)

После игровых упражнений с карточками ребята встают, вытягивают руки вверх, выпрямляют позвоночник (подросли). 

Из набора игрушек детям предлагается разложить игрушки, с которыми играют мальчики (молоточки, конструкторы, машинки, самолетики), и девочки (куклы, сумочки, платочки, посудка, расческа, фен). Ребята также должны рассказать, как они будут играть с этими игрушками.

Воспитатель предлагает игровые этюды.

Физкультминутка

«Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» (элементы детской деятельности: девочки показывают, как качают куклу, варят обед, расчесывают волосы, играют в классики; мальчики строят дом, возят машину, играют в футбол).

 Далее дети выполняют практикум-упражнения: описать ситуацию поведения детей, изображенных на картинах:

-          мальчик обидел девочку;

-          мальчик помогает женщине нести сумочку;

Составляя описательные рассказы, ребята должны сделать выводы о поведении детей, а также ответить, как бы они поступили в этой ситуации.

Далее предлагается обыграть две ситуации, рассказанные взрослым.

-          «Дети едут в автобусе, и заходит пожилой мужчина»

-          «Мальчик гуляет с подружкой и вдруг пошел дождь, а зонтика нет»

По результатам практикума ребята делают выводы, отмечая, правильно ли поступили дети, отмечают каким должен быть мальчик (смелым, сильным, мужественным, справедливым, терпеливым, выносливым, оказывать помощь слабому и т.д.), какой должна быть девочка (добрая, нежная, ласковая, заботливая, приветливая, вежливая, внимательная)

 Ситуация-упражнение «Назови сказочную пару»

Мальвина и Буратино, Кай и Герда, сестрица Аленушка и баретц Иванушка, Иван-царевич и царевна-лягушка, Красавица и Чудовище, Щелкунчик и Мэри, князь Гвидон и царевна Лебедь.

Релаксационные упражнения

Воспитатель предлагает детям отдохнуть, закрыв глаза под легкую музыку. Открыв глаза, девочки улыбаются глазками, мальчики выражают мужество, уверенность.