Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, г. Лида, ул. Суворова, 9.       Телефоны: 8 (0154) 62 99 09;  8 (0154) 62 99 08       E-mail: dcrr1lida@yandex.by         

 
 
Поиск по сайту
 
 
Переводчик
 
 
Год малой Родины

 

 

 
 
 

Работа с цветом

Вернуться назад

 

Самое прекрасное, что может испытать человек, это ощущение таинственности.   

 

Особенности организации работы с детьми с цветом

Когда  бы  Вы  ни  начали   заниматься  с  детьми стремитесь к тому, чтобы общение с Вами было для  детей приятным, необходимым, радостным и значимым. Для этого важно соблюдать несколько правил.

  • Хвалите малыша за каждое достижение и даже за попытку или усилие. Восхищайтесь его успехами. Чем восторженнее или необычнее Ваша похвала по поводу какого-либо достижения ребёнка, тем больше малышу хочется вновь и вновь добиваться успеха. Не только дети, но и все мы любим делать то, за что нас хвалят. Избегайте безликих похвал. Напротив, стремитесь к тому, чтобы словесное одобрение носило конкретный характер: «Какой большой и красивый у тебя дом! Молодец!». Похвала должна быть реальной, иначе ребёнок не научится соотносить действие и силу, результат и затраты.
  • Относитесь с уважением к ребёнку. Научитесь считаться с его мнением. Зачастую дети воспринимают педагога как источник ограничения своих желаний, свободы. Постоянное «нельзя», которое дети слышат от нас, педагогов и родителей, пытающихся добиться от ребёнка послушания, на самом деле вызывает стойкое желание не подчиняться. Только на позициях уважения Вы сможете договориться с ребёнком. Ведь на самом деле, для человека, которого уважаем, мы готовы сделать все, что угодно. Любое проявление инициативы со стороны ребёнка в его созидательной, творческой, познавательной деятельности должно быть одобрено Вами. Одобряйте самостоятельность ребёнка, хвалите его за попытку найти оригинальные решения.
  • Проводите занятия весело и интересно, с выдумкой и фантазией.
  • Обучайте ребёнка лишь тогда, когда и у Вас, и у Вашего малыша хорошее настроение.
  • На каждом занятии успейте остановиться прежде, чем Ваш ребёнок сам этого захочет.

     В природе существует семь основных цветов. Природная радуга является естественной основой цветовых гармоний. В конце XVII века Исаак Ньютон, использовав спектральную последовательность, расположил цвета по кругу, сконструировав таким образом первую научно обоснованную систему из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.

    Теперь всем известна фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первая буква каждого слова означает название цвета радуги, например: «каждый» – красный, «охотник» – оранжевый и т.д. Но нельзя себе представить жизнь без белого, серого, чёрного, коричневого и розового. Их можно тоже отнести к группе основных цветов, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

    Все остальные цвета, окружающие нас в жизни, являются производными основных цветов, их дополнительными оттенками. Получить дополнительные цвета можно путём смешивания между собой основных цветов.

    Полученные оттенки имеют ассоциативные названия, т.е. названия, которые вызывают у нас ассоциации с тем или иным предметом или явлением.

    Названия оттенков основных цветов наиболее часто используются в разговорной речи и приобрели устойчивое значение ассоциаций.

    Например: оранжевый можно назвать морковным, т.к. он похож на цвет моркови. Васильковый напоминает цветущие васильки, оливковый – цвет спелых оливок, шоколадный – цвет шоколада и т.д.

    Для организации работы мы изыскали возможности и приобрели карточки с основными цветами и их оттенками.

Основные цвета:

1.     желтый

2.     красный

3.     зеленый

4.     синий

5.     коричневый

6.     оранжевый

7.     серый

8.     фиолетовый

9.   белый 

10. черный 

 

 Группа 

 жёлтых 

 Группа 

 красных 

 Группа 

 зелёных 

 Группа 

 синих 

 Группа 

 коричневых 

-     жёлтый

-     песочный

-     лимонный

-     кремовый

-     телесный

-     бежевый

-     абрикосовый

-     охристый

-     канареечный

-     соломенный

-     медовый

-     сливочный

-     слоновая кость

-     палевый

-   красный

-   пурпурный

-   рубиновый

-   алый

-   бордовый

-   багровый

-   маджента

-   фрезовый

-   малиновый

-   свекольный

-   вишнёвый

-   гранатовый

-   коралловый

-   розовый

-   сакура

-   чайная роза

-   цикламен

-   божоле

-    зелёный

-    травяной

-    салатовый

-    оливковый

-    болотный

-    изумрудный

-    хаки

-    бутылочный

-    фисташковый

-    табачный

-    малахитовый

-    гороховый

-    лавр

-    нефрит

 

 

-    синий

-    голубой

-    перванш

-    опаловый

-        аквамариновый

-    ультрамарин

-    васильковый

-    цвет морской волны

-    электрик

-    небесный

-    бирюзовый

-    кобальтовый

-    индиговый

-    коричневый

-    кофейный

-    горчичный

-    бронзовый

-    кофе с молоком

-    корица

-    кирпичный

-    бурый

-    шоколадный

-    каштановый

-    какао

-    терракотовый

-    сомо

-    ореховый

 Группа 

 оранжевых 

 Группа 

 серых 

 Группа 

 фиолетовых 

Группа

белых

 Группа 

 чёрных 

-     оранжевый

-     апельсиновый

-     морковный

-     рыжий

-     медный

-    персиковый

-  серый

-  сизый

-  свинцовый

-  мышиный

-  пепельный

-   фиолетовый

-   сливовый

-   фиалковый

-   баклажанный

-   сиреневый

-   лиловый

-   турмалин

-     белый

-     жемчужный

-     перламутровый

-     молочный

-     платиновый

-     чёрный

-     маренго

-     антрацитовый

-     иссиня-чёрный

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР:

  • индивидуальные
  • парные
  • малыми группами
  • подгруппами

Игры включают интеграцию всех видов детской деятельности:

  • общение;
  • познавательную практическую;
  • художественную;
  • игровую;
  • трудовую.

Чтобы занятия и игры с детьми по развитию его цвето-восприятия были и продуктивными, и интересными, обратите внимание на советы.

  1. Не забывайте называть цвета предметов, которые окружают в жизни.
  2. Начните знакомство с цветами путём показа предметов одного, определённого цвета. Предметы пёстрой, рябой окраски можно называть позже, когда уже хорошо усвоены чистые, основные цвета.
  3. Создавайте свой «цветной» словарик. Пусть в нём появятся «папин цвет», «цвет маминого настроения», «чайный цвет» и многие другие. Помните, что в природе тысячи оттенков, каждому из которых Вы можете дать имя.

КАК  ПОЗНАКОМИТЬ  С  ОСНОВНЫМИ  ЦВЕТАМИ

Если воспитанникам 1-2 года, игры можно проводить примерно так: возьмите две-три карточки из основных цветов и покажите малышу. При этом Вы сообщаете ребёнку: «Радость моя, это – красный цвет». Держите карточку до тех пор, пока глаза малыша не остановятся на ней. Это может произойти или сразу, или через несколько секунд. Как только взгляд ребёнка остановился на карточке, Вы её убираете. Ту же самую операцию Вы проводите с другим цветом. С этими карточками можно работать на протяжении трёх-четырёх дней, показывая их в течение дня три-четыре раза. Такая форма работы с цветами развивает не только мозг ребёнка, но и его зрительные и слуховые анализаторы. Ведь Вы произносите название цвета красиво и чётко. Стараться говорить как можно громче не стоит – наоборот, произносите название карточек каждый раз с новой интонацией. Это позволит малышу понять интонационное богатство устной речи и послужит способом привлечения его внимания.

Далее можно показывать за одну игру  четыре-пять карточек с цветами. Вы быстро показываете цвета, называя их при этом, два-три раза в день на протяжении трёх-четырёх дней.

Когда ребёнок научится распознавать основные цвета, находить их на фоне других цветов, показывать очень мелкие предметы этих цветов, переходите к следующему этапу. Познакомьте малыша с оттенками основных цветов.

На следующем возрастном этапе  можно давать интересную информацию о цветах, расположенную на обороте карточек. Сначала можно описать цвет: объяснить ребёнку, к какой цветовой группе относится данный оттенок, с цветом какого предмета его можно ассоциировать. Например, можно сказать, что жёлтый цвет – это цвет яичного желтка, цвет солнышка, а шоколадный – это коричневый, цвета шоколада.

На следующих занятиях можно познакомить ребёнка с интересным фактом, который связан с данным цветом или оттенком. Например, можно рассказать, что название цвета «фрезовый» произошло от французского слова «фрайс» – «земляника». Фрезовый – это цвет протёртой с сахаром земляники.

    Информация на обороте карточек поможет расширить знания малыша по географии, истории, музыке, биологии, минералогии. Малыш узнает, из каких языков к нам пришли названия отдельных цветов и оттенков, что они обозначают.

    Не забывайте постоянно закреплять цветовосприятие детей. Например, гуляя с ребятами  на прогулке, Вы обращаете его внимание на окружающие предметы, называя их цвет. Разнообразить Ваши занятия, игры, прогулки с малышом помогут стихи, которые Вы можете сочинить сами или воспользоваться подборкой стихов.

КАК  ПОЗНАКОМИТЬ  С  ОТТЕНКАМИ  ОСНОВНЫХ  ЦВЕТОВ

При знакомстве с оттенками основных цветов можно работать с пятью-десятью карточками два-три раза в день на протяжении двух-четырёх дней. По истечении этого времени смените старые карточки на новые и продолжите по прежней схеме. Наборы карточек с цветами Вы формируете, исходя из Ваших цветовых пристрастий и интереса детей к группам цветов.

Формы показа карточек с цветами могут быть разными.

Вы можете перекладывать карточки на уровне глаз ребёнка на расстоянии 30-40 сантиметров от него.

Вы можете прикрепить ряд цветных карточек (5-10 штук) на доску на уровне роста ребёнка. Карточки можно менять каждые три-пять дней.

Вы можете выложить из карточек с цветами радугу, чтобы малыш знал в ней порядок цветов. То же можно сделать с оборотной стороной, т.е. со словами.

На одном из занятий Вы можете разложить группы цветов от светлого до тёмного. Затем цвета можно выложить в обратном порядке: от тёмного до светлого. То же самое можно проделать с оборотной стороной карточек, т.е. со словами.

Можно расположить карточки с цветами (5-10 штук) на стене. Через день произведите замену нескольких старых цветов на новые. Лучше на начальном этапе добавлять совершенно другой цвет. Позже можно работать с оттенками одного и того же цвета, постепенно заменяя две-три старые карточки на новые. При этом у ребенка  будет развиваться наблюдательность. По такой же схеме можно проводить занятия со словами, т.е. с оборотной стороной карточек.

Помните, что никто не знает Ваших детей лучше Вас. Поэтому приведённая выше дозировка количества карточек и дней для занятий – не обязательная, а приблизительная. Чем больше творчества и выдумки Вы будете вносить в занятия, тем интереснее и продуктивнее они будут.

 

Игры на знакомство с цветом

Игра 1 "ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА"

Игра помогает ребёнку узнать многообразие оттенков одного цвета.

Для того чтобы начать игру, необходимо выбрать карточки со всеми оттенками одного цвета, например, красного, и прибавить к ним несколько карточек из других групп цветов. На первом этапе используйте около 10-15 карточек, затем их количество можно увеличивать.

Разложите карточки на полу цветной стороной вверх. Представьте вместе с ребёнком, что это - осенние листочки. Предложите ребёнку собрать из них «букет», выбирая, например, только красные оттенки. Лишние цвета остаются на полу.

Собранные ребёнком оттенки называются монохромными. Они все дружные и гармонично смотрятся вместе.

 

Игра 2 "СТРОИМ ДОМ"

Предложите малышу построить дом. Сначала строим первый этаж: выкладываем в ряд несколько карточек, называя цвет каждой. А теперь выкладываем поверх карточек-стен карточки-окна. Попробуйте не просто называть цвет карточек-окон, но и рассказать, что происходит за этим «окном». Например, за окном антрацитового цвета уже легли спать, а вот за окном цвета индиго до сих пор смотрят телевизор...

 

Игра 3 "САМЫЙ-САМЫЙ"

Собрав букет монохромных оттенков, можно закрепить эти знания в такой игре. Она поможет развить воображение ребёнка, его ассоциативное мышление и словарный запас, необходимый малышу для выражения чувств и ощущений.

Предложите ребёнку найти самый тёмный оттенок – назовём его «Самый-самый...

...тёмный

...хмурый

...сердитый

...невесёлый

...грубый

...густой

...глубокий

...мрачный

...насыщенный».

И наоборот – найдите самый светлый оттенок выбранной цветовой группы. Назовём его «Самый-самый... ...светлый

...неяркий

...незвонкий

...негромкий

...робкий

...хрупкий

...нежный

...мягкий

...ласковый

...холодный

...ненасыщенный» и т.д. Можно играть и так:

«Найди в этой «семейке» самого весёлого, тёплого, звенящего и т.д.»

Как правило, это будут средние оттенки цветового ряда.

 

Игра 4 "ТЕПЛО - ХОЛОДНО"

Игра на закрепление понятия «тёплые – холодные цвета».

Каждый цвет является либо тёплым, либо холодным. Объясните малышу, что тёплые и холодные цвета создают разное настроение. Тёплые цвета вызывают ощущение радости, веселья. Холодные цвета пробуждают фантастические, загадочные ассоциации. Природа богата сочетаниями тёплых и холодных цветов.

Главные холодные цвета – синий и голубой. Они могут превратить все другие цвета в холодные, «ледяные». Тёплые цвета можно назвать «солнечными». Главный солнечный цвет – жёлтый. Это он превращает другие цвета в тёплые. Добавив в любой цвет жёлтую, охристую, коричневую или красную краску, Вы получите тёплые оттенки. При добавлении в какой-либо цвет белой, голубой или зеленоватой краски получаются холодные оттенки. Такие эксперименты желательно провести с ребёнком перед игрой.

Перед началом игры, в зависимости от темы, приготовьте карточки (около 10) тёплых или холодных цветов. Подбросьте карточки вверх со словами: «Ой, какие холодные капельки закапали!» или «Солнышко брызнуло на нас своими тёплыми лучиками. Давай поймаем солнечных зайчиков!» или «Вьётся в воздухе листва, в жёлтых листьях вся земля...»

Предложите ребёнку: «Давай соберём все холодные капельки. Пусть это будет осенняя лужа».

То же можно проделать с «тёплыми лучиками» и «солнечными зайчиками».

I уровень игры: это 10-20 карточек любых цветов, но только холодных или только тёплых.

II уровень игры: увеличить количество карточек до 15-20 любых цветов с преобладанием холодных или тёплых оттенков, добавив туда несколько противоположных (при большинстве тёплых цветов – несколько холодных или наоборот).

 

Игра 5 "ЧЕЙ ДОМИК?"

Для этой игры понадобятся карточки и игрушки. Игрушки лучше взять одноцветные или те, у которых один цвет явно доминирует над остальными.

Разложите карточки на полу (на столе) и расставьте на каждый из них по игрушке, подходящей по цвету. И начинайте рассказ:

«Жили-были зелёный крокодил, голубой бегемотик, коричневый лев... И вот однажды захотели они погулять. Сначала вышел на прогулку лев: «Эй, зелёный крокодил, пойдём гулять!». Потом они вместе позвали зайчика: «Серый зайчик, пойдём гулять!» (И так далее, пока все игрушки не выйдут на прогулку.) Настал вечер, и зверушки собрались домой. Но никто из них не смог найти своего домика. Давай, им поможем. Где у нас зелёный домик для крокодила? В какой домик посадим бегемотика?»

 

Игра 6 "ВОЛШЕБНАЯ СТЕНА"

Карточки можно повесить на стену или доску. Постарайтесь сделать это незаметно.  Когда дети заметят карточки, удивитесь, что за цветная стенка у вас появилась. Каждый раз, проходя мимо карточек, называйте их цвета. А вечером замените одну карточку на новую. Будет лучше, если новая карточка будет контрастной старой.

Утром, обнаружив новую карточку, можно удивлённо воскликнуть: «Смотри, эта стена – волшебная! Карточки меняют цвет!» Вспомните, какие цвета были вчера, какая карточка пропала. И назовите цвет новой карточки. Таким образом, каждое утро будет открывать для себя новый цвет или несколько цветов.

 

Игра 7 "РАДУГА"

Выложите вместе радугу на полу или на столе, называя каждый цвет. Чтобы было легче запомнить порядок цветов в радуге, можно проговаривать «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

 

Игра 8 "ЧУДО-КОРОБКА"

Приготовьте большую коробку и положите в неё карточку красного цвета. Однажды утром таинственным голосом сообщите, что сегодня красный день календаря. И вы сегодня будете складывать в эту Чудо-коробку всё, что попадётся на глаза. Но обязательно красного цвета. Нужно быть очень внимательным, чтобы ничего не пропустить. А помогать подбирать цвет будет красная карточка.

Так, в течение дня Вы набираете полную коробку предметов красного цвета. Для лучшего эффекта можно в этот день есть борщ или салат из помидоров, пить клюквенный кисель. На прогулке тоже подмечайте всё, что имеет красный цвет. Таким образом, ваш день будет по-настоящему красным и праздничным.

Вечером опустошите чудо-коробку и разложите найденные вещи по местам. Сообщите, что завтра (через день, неделю) наступит новый день, а вот каким он будет, ребята  узнают, если заглянут утром в Чудо-коробку.

 

Игра 9 "ЦВЕТА ИГРАЮТ В ПРЯТКИ"

Подберите карточки с цветами, которые полностью соответствуют отдельным предметам в комнате: мебели, коврам, книгам, полкам, игрушкам и т.д. Положите карточки на предметы так, чтобы они не были заметны. Ребёнку объясните, что карточки спрятались и ему их надо найти. Если ребенок самостоятельно не может справиться с задачей, обязательно включайтесь в игру сами.

Помните: ведущим в игре будет ребёнок. Играть он будет лишь в том случае, если ему интересно. При первых признаках усталости или утраты интереса со стороны ребенка игру немедленно прекращайте.

 

Игра 10 "ПОДБЕРИ ЦВЕТ"

Возьмите карточку (допустим, синюю) и спросите, что у него на одежде синего цвета. Отвечать сначала, наверное, придётся Вам самим: «Колготки, цветок на майке». «А давай найдём синий цвет у воспитателя». «А у друзей?». Чем мельче детали нужного цвета, тем сложнее игра. Когда синий цвет найден у всех  в группе (реальных и игрушечных), возьмите карточку другого цвета. Прогуляйтесь с малышом по группе , находя все предметы этого цвета: цветы на шторах или обоях, узор на ковре, книга на полке…

 

Игра 11 "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ"

Расстелите на полу большую географическую карту и предложите вместе с Вами попутешествовать: поплавать в голубых океанах, полазить по коричневым горам, посетить белую Антарктиду, ледяную Гренландию. Подбирайте при этом карточки соответствующих цветов. Пусть ребенок покажет самые высокие горы мира - они тёмно-коричневых оттенков, самые глубокие места в океанах – тёмно-синие.

Играть можно не только с физической картой. На политической карте мира найдите зеленую Беларусь (Вы в ней живёте), сиреневую. Украину, розовую Россию (там живут, например, друзья) и т.д.

 

Игра 12 "ЖИВЫЕ ОТТЕНКИ"

Предположим, у Вас а группе расцвёл цветок или кто-то принёс Вам цветы. Предложите ребёнку подобрать с помощью карточек все оттенки этого цветка. Объясните малышу, что в природе не бывает предметов только одного цвета. Используя подобранные карточки, попробуйте с малышом нарисовать цветок. Чем больше в нём будет оттенков, тем интереснее.

Покажите ребёнку однотонную вазу и обратите внимание, что там, где падает свет, цвет вазы светлее, а в тени – темнее. Ребёнок вместе с Вами сделает вывод: даже у предметов одного цвета есть множество оттенков.

 

Игра 13 "КОВЁР-САМОЛЁТ"

Разложите на полу несколько карточек (можно начать с трёх).

«Это волшебные ковры-самолёты. Они отправляются в Страну игрушек и готовы доставить туда любую игрушку, которая имеет тот же цвет, что и сам ковёр. Розовый ковёр примет на борт розовую, как мякоть арбуза, игрушку. Фисташковый ковёр примет на борт фисташковую, как мамины носки, игрушку. А сиреневый ковёр ждёт сиреневую, как фиалка на окне, игрушку».

Ребенок в это время отыскивает соответствующие игрушки и усаживает их на карточки. «Летят ковры-самолёты в Страну игрушек и вдруг... Началась буря. Сильный ветер опрокинул ковры-самолёты, и все игрушки упали прямо в море!»

Устраиваем небольшую «бурю» и смахиваем игрушки с карточек. « Скорее, нужно вернуть игрушки на ковры-самолёты! Иначе они утонут в море». Малышу вновь нужно рассадить игрушки правильно. После того, как все игрушки будут рассажены, поблагодарите малыша за то, что он всех спас, и закончите сказку. В Стране игрушек малыша может ждать игрушечный спектакль.

 

Игра 14 "НАПЕРЕГОНКИ"

В эту игру можно играть втроём. Предложите  ребятам найти предметы нужного цвета. Вы достаёте из набора одну карточку, громко произносите её цвет. А друзья начинают наперегонки искать в доме те предметы, которые имеют тот же цвет. Если таких предметов в доме нет, можно искать предметы, которые наиболее близки к выбранному оттенку. Кто первым найдёт нужный предмет, получает цветную карточку. Выигрывает тот, кто собрал больше цветных карточек.

А теперь можно поменяться ролями. Нет ничего интересней, чем наблюдать, как дети и взрослые бегают по группе и бормочут себе под нос: «Индиго, индиго, индиго...»

 

Игра 15 "ИГРА В КАРТЫ"

Раздайте карточки-карты себе и ребенку (для начала по 3-5 карточек). Оставшиеся карточки – это колода. Переверните колоду надписями вверх, чтобы ребенок не видел цвета. Достаньте одну карту-карточку из колоды и положите на стол цветной стороной вверх. Нужно выбрать среди своих карточек ту, которая ближе всего подходит по цвету карточке из колоды. Кто первый подберёт цвет и кинет карту, тот забирает обе карты. Если такой карты ни у кого нет, то отбрасываем её в сторону.

Затем вновь достаньте карту из колоды. Игра закончится, когда в колоде не останется ни одной карты. Победил тот, у кого на руках больше карт.

 

Игра 16 "КТО (ЧТО) БЫВАЕТ ТАКОГО ЦВЕТА?"

I вариант: Пусть ребёнок выберет любой понравившийся ему цвет. Вместе с ребёнком подумайте: кто (или что) бывает такого цвета? Устройте соревнование «Кто больше придумает».

II вариант: Задайте ребёнку вопрос: «Какие цвета и их оттенки можно взять, чтобы нарисовать яркое солнышко, мишку, яблоко, облака, небо и т.д.? » Играйте по принципу игры в магазин. «Сходи и купи нужные нам краски».

Желательно, чтобы все карточки лежали оттенками вверх и были хорошо видны ребёнку. С помощью этой игры можно научить ребёнка подбирать не только цвет, соответствующий какому-либо предмету или явлению, но и оттенки, отражающие психологическое и физическое состояние предмета.

 

Игра 17 "ЛЮБИМАЯ КАРТИНКА"

Возьмите любимую картинку ребёнка. Предложите ему из набора цветных карточек найти и выбрать цвета, имеющиеся, по его мнению, на этой картинке. Назовите эти цвета.

 

Игра 18 "ПАРОЧКИ"

Игра учит находить гармоничные цветовые сочетания, развивает художественный вкус и цветовосприятие.

Предложите ребёнку выбрать одну любую карточку с понравившимся ему цветом. Затем пусть малыш подберёт к этому цвету самую красивую и гармонично сочетающуюся с ним карточку. Так получится «парочка» цветов. Подумайте вместе с ребёнком, где в окружающей нас жизни можно встретить такое сочетание. Порисуйте двумя выбранными цветами.

 

Игра 19 "ЦВЕТОМУЗЫКА"

Включите любимую музыку ребенка и попросите подобрать к ней карточки с цветами. Какие ассоциации возникают при её прослушивании, на что она похожа, какие эмоции вызывает? Ответы на эти вопросы найдите среди 100 цветовых оттенков.

 

Игра 20 "ЧТО ПРОПАЛО?"

I вариант: Шесть карточек разных цветов расположите в определённой последовательности. Каждому цвету сопоставьте ассоциацию. Жёлтое солнышко на голубом небе, зелёная травка на чёрной земле, красная рябина на белом снегу. Затем попросите закрыть глаза и не подглядывать или убежать в другую комнату. Перемещайте все карточки или уберите одну из них. Позовите ребенка обратно или попросите открыть глазки. Теперь пусть он скажет, что изменилось или какая карточка исчезла. Благодаря ассоциациям малышу будет проще сориентироваться. Ничего страшного, если на Ваш вопрос «Что пропало?» малыш назовёт не цвет, а «солнышко».

II вариант: Разберите карточки по парам: жёлтый – голубой (солнышко – небо); зелёный – чёрный (трава–земля) и т.д. Затем перемешайте все карточки и попросите восстановить пары.

 

Игра 21 "ЦВЕТОНАСТРОЕНИЕ"

Давно известно, что выбор цвета отражает эмоции человека, какие-то его переживания, радость или грусть. Но ребёнок не всегда может объяснить, что с ним происходит. Поэтому с помощью цвета Вы можете сделать некоторые выводы о его душевном состоянии. Спросите ребенка про его настроение, про то, что он чувствует, и попросите выбрать карточку, похожую на его настроение.

Приведём значения некоторых основных цветов:

• Синий символизирует спокойствие, удовлетворённость;

• Зелёный – чувство уверенности, настойчивость, иногда – упрямство, потребность в самоутверждении;

• Оранжево-красный цвет символизирует возбуждение, потребность активно действовать;

• Жёлтый – активность, стремление к общению, веселье.

• Фиолетовый, коричневый, чёрный символизируют тревожность, стресс, переживание, страх, огорчение.

Попросите малыша определить настроение мамы, папы, воспитателя, музыкального руководителя и т.д

На чистых карточках, можно нарисовать свое «любимое» настроение. Даже настроение Вашей домашней кошки или собаки! Оно может быть разноцветным, пятнистым, полосатым – одним словом, необычным.

Если у ребенка плохое настроение или ему приснился страшный сон – предложите нарисовать это настроение, и ребёнок снова будет улыбаться, а все плохие эмоции останутся на бумаге!

 

Игра 22 "ВКУСНЫЕ ЦВЕТА"

Можно предложить малышу собрать корзинку/пакет/коробку/тарелку всяких вкусностей. Выбираем среди всех карточек самые «вкусные цвета». Пусть, выбирая ту или иную карточку, ребенок скажет, с чем же таким вкусным она у него ассоциируется.

 

Игра 23 "ЦВЕТНОЙ ПАРОВОЗИК"

Для этой игры можно использовать игрушечный паровозик или просто выделить контрастной карточкой локомотив среди вагончиков. Для вагончиков мы выбираем карточки-оттенки того или иного цвета. Например, жёлтого. Выкладываем карточки, как вагончики (в ряд друг за другом). Расскажите малышу, как долго едет наш паровозик, и какой ценный груз он везёт. А теперь пусть малыш пофантазирует и придумает, что же везёт паровозик.

Примерные варианты:

Жёлтые вагончики: паровозик везёт собранную с полей пшеницу.

Тёмные вагончики: паровозик везёт уголь.

Зелёные вагончики: паровозик везёт арбузы/скошенную траву.

Красные вагончики: паровозик везёт ягоды и т.д.

 

Игра 24 "АППЛИКАЦИЯ"

На полу или на столе можно выкладывать целые картины из карточек. Например – дерево. Соберите все оттенки коричневого и разложите их в форме ствола и веток, затем из оттенков зелёного создайте листву, траву. Можно выложить осеннее дерево. Добавьте небо, солнце. Таким образом, ребенок поймёт, что в природе всё состоит из множества оттенков основных цветов.

 

Игра 25 "КАРТОЧКА-ПОМОЩНИЦА"

Сейчас есть множество разнообразных книжек-раскрасок. Если ребенок затрудняется, не знает точно, каким цветом воспользоваться или такой цвет отсутствует в красках, подберите его с помощью карточек, а затем смешайте краски до совпадения с цветом карточки.

Можно просто смешивать цвета до совпадения их с карточками. Ребенок наглядно, на собственном опыте, поймёт, как цвета смешиваются, сочетаются, переходят один в другой.

 

Игра 26 "ВЕСЁЛЫЕ ДОМИКИ"

Для этой игры необходимо несколько карточек и разноцветные предметы: пуговицы, карандаши, фломастеры, кусочки ткани, ленточки, либо цветные картинки зверей. Главное, чтобы они были одного размера, а их цвета соответствовали цветам карточек. Цветные карточки - это домики. Разложите их в ряд перед ребенком и, выдавая по одной, например, пуговице, предложите: «Давай покажем пуговке домик, в котором она будет жить». Красную пуговицу «поселите» в красный домик, синюю - в синий. И не забывайте при этом озвучивать цвета.

 

Игра 27 "ВРЕМЕНА ГОДА"

Возьмите все холодные, зимние цвета и в хаотичном порядке разложите их на полу, объясняя при этом, что пошёл снег. Затем из оттенков чёрного, тёмно-коричневого сделайте проталинки – это пришла весна. Затем выросла травка – разложите оттенки зелёного цвета. Затем выросли цветы – это будут разноцветные карточки (возможна имитация формы цветка). Летом созрели красные ягодки – это группа красных цветов (их можно собирать). Осенью пошли грибы – это группа коричневых цветов. Всю землю покрыла жёлтая листва – работаем с группой жёлтых и зелёных цветов.

Эту игру можно проводить периодически, соотнося её со временем года.

Хорошо, если игре будут предшествовать наблюдения за живой природой. Осенью Вы можете наблюдать за изменением цвета листьев на разных деревьях, рассматривать опавшую листву, собирать гербарий из разных листочков. Зимой наблюдаете вместе с ребёнком за изменением цвета снега в зависимости от времени дня. Летом и весной Вы раскрываете разноцветный, богатый красками цветочный мир.

Вы можете выкладывать морское дно с рыбками и водорослями; лес с камнями, лишайниками и пнями; пустыню и т.д.

 

Игра 28 "ЦВЕТНОЕ ДОМИНО"

В эту игру Вы можете играть как вдвоём, так и втроём, вчетвером, вовлекая в игру друзей либопедагогов.

Раздайте всем игрокам по 10 карточек с цветами, остальные положите посередине. Первый игрок (решите сами, кто им будет) выкладывает карточку с каким-либо основным цветом. Следующий игрок должен положить рядом с этим цветом либо его оттенок, либо карточку с другим основным цветом. Выкладывать карточки можно в десять рядов (т.к. групп цветов десять), можно в форме лепестков цветка, в форме радуги и т.д.

Если среди Ваших карточек нет ни основного цвета, ни нужных оттенков уже выложенных основных цветов – берите карточки из общей стопки до тех пор, пока не попадёт нужный цвет. Играйте до тех пор, пока не будут разложены все группы цветов либо пока у кого-то из играющих не закончатся все карточки.

 

Игра 29 "ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ"

Изготовим «волчок». Для этого необходимо вырезать круг диаметром около 10-15 сантиметров из плотной белой бумаги. Половину этого круга закрасим одним цветом, вторую половину – другим цветом. В центр воткнём любой колпачок от старого фломастера. «Волчок» готов.

«Волчок» вращается, и на Ваших глазах происходит удивительное явление – краски смешиваются, образуя новый цвет.

Если юбочку «волчка» раскрасить в жёлтый и синий, то при вращении «волчка» будет виден зелёный цвет.

Подбирайте различные цвета. Красный (с малиновым оттенком или пурпурным оттенком) + синий = фиолетовый. Красный + зелёный = коричневый. Красный + жёлтый = оранжевый. Жёлтый + чёрный = тёмно-зелёный (болотный). Белый + синий = голубой. Белый + красный = розовый. Белый + чёрный = серый. Жёлтый + синий = зелёный цвет.

Смешивать цвета можно столько, насколько хватит Вашей фантазии.

 

Игра 30 "ЦВЕТНОЙ ТАНЕЦ"

Возьмите несколько цветных карточек. Для первого раза достаточно трёх, контрастных. Сообщите, что сейчас вы будете танцевать, но для этого нужно внимательно смотреть на взрослого и выполнять то действие, которое подчинено цвету поднятой карточки. Если поднята красная карточка, то нужно топать ногами. Если зелёная – кружиться. Синяя – хлопать в ладоши.

Покажите ребенку эти карточки, назовите их и выполните действия, закреплённые за ними.

Включите музыку. Можете карточки отдать ребенку , чтобы он Вам их показывал, а Вы «танцевали», затем поменяться местами. Можно «танцевать» вместе.

Со временем подключите больше карточек. Ну, а потом можно попробовать взять карточки из одной цветовой группы и танцевать под них.

 

Игра 31 "ПЕНЁЧКИ"

Приготовьте пять карточек синих оттенков и пять карточек красных оттенков. Разложите их по кругу, чередуя красные и синие карточки. На одну из синих карточек посадите зайчика, а на рядом лежащую красную карточку – белочку. Взрослый показывает зайчика и белочку, говорит, что они живут в лесу и любят вместе играть: в прятки, догонялки, жмурки. Однажды они решили поиграть в «пенёчки» и договорились, что у зайчика будут синие пенёчки, а у белочки – красные. Каждый может перескакивать на пенёчек только своего цвета.

Пусть ребенок  будет зайчиком, а вы – белочкой. По команде зверушки начинают «перескакивать» через пенёчки-карточки, попадая только на свой цвет. Наконец, они встречаются на противоположной стороне круга. Этот момент взрослый эмоционально обыгрывает: зверушки здороваются, разговаривают и бегут в обратную сторону, встречаясь вновь на прежней стороне круга. Сценка встречи повторяется. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями. Игра повторяется. Встречаясь, зверушки могут дарить друг другу подарки, читать стихи, петь.

 

Игра 32 "В КАКОЙ РУКЕ?"

Возьмите в правую руку карточку цвета «сомо». Покажите её ребенку и произнесите: «Это цвет сомо». Затем спрячьте карточку за спину и попросите малыша: «Угадай, в какой руке цвет сомо?» Если угадывает, то следующую карточку прячет он.

Затем усложняем игру: показываем две карточки с разными оттенками (например, сомо и маджента), прячем за спину. Пусть ребенок угадает, в какой руке цвет маджента. Если не угадал карточку, то можно сказать: «Это цвет сомо, а вот в этой руке цвет маджента».

 

Игра 33 "ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО"

Придумываем какую-нибудь фразу, например: «Два банана ест оранжевая мама». Первый раз произносим фразу целиком и на слово «оранжевая» показываем карточку с оранжевым цветом. В следующий раз, произнося фразу, вместо слова «оранжевая», показываем оранжевую карточку. Пусть малыш сам произнесёт, какая мама. То же самое проделываем с другой карточкой. Попробуйте поменяться ролями с ребёнком. Пусть теперь он говорит «Два банана ест ... мама» и показывает карточку, а вы называйте её цвет.

 

Игра 34 "Я ХУДОЖНИКОМ РОДИЛСЯ"

Разложите несколько карточек в ряд. Затем произнесите: «Я художником родился, не на шутку рассердился. Все цвета мне надоели, кроме ... розового». Берём карточку розового цвета. И начинается такой «диалог» с карточкой:

Розовая карточка: «Ой!».

Взрослый удивлённо: «Что с тобой?»

Карточка «говорит»: «Влюблена!»

Взрослый: «В кого?»

Карточка: «В красный!»

Теперь вскрикивает красная карточка: «Ой!»: и т.д.

Роли можно распределить между детьми. Для первых игр лучше брать 3-4 карточки основных цветов, постепенно увеличивая их число и добавляя оттенки.

 

Игра 35 "СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД"

В основе этой игры лежат обыкновенные сказки для детей. Например, «Репка», Теремок», «Колобок», которые педагог рассказывает с помощью цветных карточек.

Вот как можно рассказать сказку «Курочка Ряба».

«Жили-были дед... Смотри, какая у него была серая борода (показывает карточку серого цвета)... и баба. У бабы были голубые глаза (карточка голубого цвета). И была у деда (серая карточка) с бабой (голубая карточка) Курочка Ряба. Вот такие рыжие перышки были у курочки (рыжая карточка). Снесла курочка показывает карточку рыжего цвета) яичко, не простое, а золотое (карточка жёлтого цвета). Дед (серая карточка) бил, бил, не разбил. Баба (голубая карточка) била, била, не разбила. Мышка бежала (карточка мышиного цвета), хвостиком махнула. Яичко (жёлтая карточка) упало и разбилось. Дед (серая карточка) плачет. Баба (голубая карточка) плачет. А курочка (рыжая карточка) кудахчет: «Не плачь, дед (серая карточка), не плачь, баба (голубая карточка). Снесу я вам яичко другое, не золотое (жёлтая карточка), а простое (карточка белого цвета)».

После сказки можно цветные карточки разложить перед ребёнком, вспомнить, кому из героев сказки принадлежала каждая карточка. Можно ребёнка сделать сказочником, пусть он сам расскажет сказку, свою собственную, со своими цветами.