Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, г. Лида, ул. Суворова, 9.       Телефоны: 8 (0154) 62 99 09;  8 (0154) 62 99 08       E-mail: dcrr1lida@yandex.by         

 
 
Поиск по сайту
 
 
Переводчик
 
 
Год малой Родины

 

 

 
 
 

Устный журнал «Чтобы помнили»

Цель: совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности, важность воспитания у детей патриотических чувств и любви к своей Родине, уважения к ее историческому прошлому и гордости за ее великие победы.

 План:

 1. Вступительное слово.

 2. Диалог с родителями об актуальности предлагаемой темы.

 3. Выступление педагога социального «Нравственно-патриотическое воспитание детей».

 4. Выступление педагога-психолога «О чем нам скажет наше сердце?»

 5. Документальный видеофильм Алексея Сымановича (на музыку Александра Сымановича)

Временной промежуток: 01.00-14.05

6. Сценическая миниатюра с участием детей, снятая на видео «О бессмысленности войны».

7. Документальный видеофильм Алексея Сымановича (на музыку Александра Сымановича)

Временной промежуток: 14.05-17.39

8. Заключительное слово ведущего.

 

Ход мероприятия

 

1 ведущий. Вступительное слово.

Сообщается тема и цель мероприятия.

2 ведущий. Диалог с родителями об актуальности предлагаемой темы.

Воспитывая ребенка, и педагоги, и родители надеются вырастить из него достойного человека, которым можно  гордиться.Как гласит народная мудрость «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».

Как же надо замесит его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого, который для родителей и гордость, и счастье?

(Высказывания родителей)

1 ведущий.Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и любви  к Родине.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Беларусь - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Казалось бы, патриотизм – абстрактное понятие, но основывается оно на конкретных и понятных каждому чувствах. Любовь к Отечеству, землякам  пробуждает в душах воспитанников нравственность, сочувствие, творчество. Патриотизм заключается в том, что человек исполняет свой долг перед Родиной, причем исполнение долга нужно не Родине, а самому человеку, поскольку это дает ему моральную ориентацию в жизни. Происходит это следующим образом: сначала у  человека формируется образ Отечества, предмет эмоциональной привязанности, затем этот образ осознается как идея Отечества, содержащая сознательно принимаемые его ценности, на основе которых вырабатывается  идеал Отечества – конструктивная программа действий по преобразованию социума. Таким образом, патриотизм выступает не как долг перед чем-то внешним, а как потребность человека.

Как большая река берет начало с маленьких криниц и ручейков, так и чувство любви к Родине и народу начинается со знаний о природе своего края, истории, культуре, с привязанности к дому, интереса к людям и их труду, заботы о родителях, умения жить в согласии с родственниками, соседями, окружающими.

Следует учить видеть красоту природы того места, где живет ребенок, развивать умение замечать ее в самых простых вещах, подчеркивая при этом, что все это – наша Беларусь, а мы – белорусы.

Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Общие усилия педагогови семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

2 ведущий. Течет река времени. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой Великая Отечественная война забыться не может. В год 70-летия великой Победы мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.

О чем нам скажет наше сердце?

О чем мы промолчим вослед?

Воспоминания, как птицы,

Летят… летят… встречать рассвет…

Чтение отрывка философской притчи Чингиза Айтматова «Плач перелетной птицы».

(На заднем фоне – видеоряд под текст)

«Вот мы летим уже многие- многие сутки. В этой выси неземной, в этой выси ледяной ветер гудит,как река бесконечна. Та река - незримо текущее время в необъятной  вселенной, неизвестно куда, неизвестно куда, неизвестно куда. Ниша шеи- как стрелы, а тела, как сердца, напряженные и неустанные. Еще долго лететь – взмах крыла, взмах крыла… Мы летим, возносясь все выше и выше.…Так высоко, что горы становятся плоскими, а потом и вовсе незаметными, и земля, удаляясь все дальше и дальше очертания теряет. Ни звука! Только ветер гудит, ветер пустынных высот, и тихо плывет и качается, точно сиротское, точно дитячье темечко – зыбкая земля. Так неужели на ней столько добра вмещается, столько злых дел прощается,столько добра вмещается, столько злых дел прощается? Нет, не надо прощать, не надо прощать, молю вас, дымы творящие, думы творящие, долю творящие! Я всего лишь крылатая птица в этой стае летящей.Я лечу с журавлями и сам журавль. Я лечу с журавлями темной ночью – по звездам, днем – над нивами и городами. Думая думу свою. Лечу и плачу, Лечу и плачу, Лечу и плачу. Заклиная людей и богов, поосторожней с землею. О, люди, полегче с плеча…Что журавлиные слезы?...Смахните с лица! И все же, и все же, и все же – упаси вас, о люди, от бед не людских – Упаси от пожаров негасимых, от кровавых побоищ неудержимых, Упаси вас от дел непоправимых, Упаси вас, о люди, от бед не людских…Стая вдали скрывается с глаз. Не различить уже взмахов крыла. Вот она уже как точка средь неба, и нет ее.…Но вот снова весна, и опять журавлиные крики в выси»

1 ведущий. Трагедия войны... Что такое фашизм, наши деды и прадеды увидели своими глазами. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости. Редчайшие живые кадры тех страшных времен до сих пор заставляют наши сердца сжиматься…

Документальный видеофильм Алексея Сымановича на музыку Александра Сымановича «Подвигам жить в веках» Временной промежуток: 01.00-14.05

(В данном отрывке фильма показаны документальные кадры предвоенного времени и далее на экране кадры наступления фашистской армии, кадры из жизни блокадного Ленинграда)

 

Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знаем, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем о войне, мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то погиб, кто-то пропал без вести, кто-то был ранен. И только одно остается непонятным: «ЗАЧЕМ? ЗАЧЕМ всё это нужно человечеству?»

 

Вашему вниманию предлагается сценическая миниатюра «О бессмысленности войны»

1 ребенок. А мы вчера вечером говорили с папой о войне.

2 ребенок. Откуда твой папа знает о войне?

3 ребенок. О какой войне вы говорили?

1 ребенок. О Великой Отечественной войне. Ему о ней рассказалиего бабушки и дедушки.

2 ребенок. И в этой войне гибли люди?

3 ребенок. Тысячи, миллионы людей.

Пауза.

2 ребенок: Объясни, ЗАЧЕМ?

3 ребенок: ЗАЧЕМ?

1 ребенок: ЗАЧЕМ? Не знаю я зачем,

Мне не постичь глубокий смысл

Таких загадочных проблем,

Мир взрослых часто так жесток.

1 ребенок: Когда началась Великая Отечественная война, мои бабушка и дедушка тоже были детьми.

2 ребенок: Как и мы…

1 ребенок:  И им тоже было непонятно, что такое война… Мужчины ушли на фронт. Женщины плакали.… Возникли голод, холод, страдания, смерть… Кто был во всём виноват? Война.

Она – безумие  и  горе.

3 ребенок:  Знаешь, ты права. Никогда не играйте в войну. Давайте играть в строителей, в учёных…

2 ребенок:  Во врачей, учителей…

1 ребенок:  И, конечно в дочки-матери!

ВМЕСТЕ: ДАВАЙТЕ ПРОСТО ЖИТЬ МИРНО И СЧАСТЛИВО!!!

 

2 ведущий. Трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез прошли наши деды и прадеды ради того, чтобы жили мы, их потомки.

Их ждал «ослепительный май» – победный май 1945 года. И у нас есть уникальная возможность увидеть, как встречали День Победы, день всенародного ликования и радости – 9 мая 1945 года

Документальный видеофильм Алексея Сымановича на музыку Александра Сымановича «Подвигам жить в веках» Временной промежуток: 14.05-17.39

(На экране демонстрируются кадры Победы)

1 ведущий.На этой победной ноте мы заканчиваем нашу встречу и надеемся, что она нашла отклик в ваших сердцах. А пожелать мы хотим одного – мирного неба над головой!