Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, г. Лида, ул. Суворова, 9.       Телефоны: 8 (0154) 62 99 09;  8 (0154) 62 99 08       E-mail: dcrr1lida@yandex.by         

 
 
Поиск по сайту
 
 
Переводчик
 
 
Год малой Родины

 

 

 
 
 

Основные этапы развития речи ребёнка от рождения до 6 лет

Консультацию подготовили учителя-дефектологи,

Бальцевич А.И., Лапуть Л.Р.

 

Чтобы понять, всё ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать те этапы, которые проходит развитие речи ребёнка. 

От рождения до 1 года

1-й месяц. К концу первого месяца жизни младенец уже реагирует на общение с ним: перестаёт плакать, сосредотачивается на взрослом.

2-й месяц. Характеризуется улыбкой при общении, причём в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», а в 8 недель – это уже закономерная улыбка.

3-й месяц. Наблюдается оживление при общении со взрослым, гуление. Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребёнком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4-й месяц. Появляется первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение  со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5-й месяц. Ребёнок реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса.

6-й  месяц. К этому времени у ребёнка в речи появляется первый слог: ба или ма. Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.

7-й  месяц. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8-й месяц. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи – лепет, то есть повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки п, б , м, г, к, э, а.

9-й месяц. Ребёнок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в ладушки.

10-й месяц. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля» , «баба»), понятных в конкретной ситуации.

11-й месяц. В словарном запасе уже как минимум 3 «лепетных слова».

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «дай ручку», «нельзя»).

1 год

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Может запомнить одну из частей тела и показать её, словарный запас – 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает 3 части тела, использует фразу из двух слов: «Мамади!» (то есть «Мама, иди!»), «Дай ляля» («Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года

2 года. На этом этапе ребёнок показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, строит предложения их 2-х слов. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки [п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х]. Свистящие звуки [з, с, ц], шипящие [ш, ж, ч, щ]и сонорные [л, р] он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Повторяет две цифры в правильной последовательности. Понимает, что такое «один». Ребёнок имеет представление об обозначении действий в разных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чём ты сидишь?»). Правильно  поизносит звуки [с, з].

3 года

        Словарный запас ребёнка составляет 250-700 слов, используются предложения из 5-8 слов. Малыш уже овладел множественным числом существительных и глаголов.  Ребёнок называет своё имя, пол и возраст. Понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги, а также союзы потому что, если, когда. Малыш понимает короткие рассказы и сказки, которые ему читают. Может оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов.

4 года

        В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас – 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия (год, месяц, день, ночь, утро, лево, право и т.д.). Ребёнок правильно произносит шипящие звуки [ш, ж, ч, щ], а также звук [ц]. Исчезает смягчённое произношение согласных.

 5 лет

К пяти годам запас слов у ребёнка увеличивается до 2500-3000 слов. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет большое количество предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют некоторые трудные незнакомые слова (например, «экскаватор», «электричество»). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

6 лет

Словарь малыша увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются слова и выражения, устойчивые словосочетания («ни свет ни заря», «на скорую руку» и др.). Усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединения в предложениях. В этот период ребёнок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.

Речевое развитие мальчиков и девочек немного различается

Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро увеличивается словарный запас за счёт слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь  (умение строить из предложений фразы, отвечать на вопросы полным ответом и т.д.), зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Мальчики начинают говорить позже. Прежде всего, формируется словарь действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом на «своём языке».