Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, г. Лида, ул. Суворова, 9.       Телефоны: 8 (0154) 62 99 09;  8 (0154) 62 99 08       E-mail: dcrr1lida@yandex.by         

 
 
Поиск по сайту
 
 
Переводчик
 
 
Год малой Родины

 

 

 
 
 

Об адаптации детей к условиям учреждения дошкольного образования

Что нужно знать об особенностях адаптации ребенка

к учреждению дошкольного образования?

Как известно, адаптация – это приспособление человека к новой обстановке. Для каждого ребенка поступление в учреждение дошкольного образования связано со многими изменениями: строгий режим дня, отсутствие близких людей, которые до этого всегда были рядом, новые требования к поведению, расширение круга общения, новые помещения, непривычный стиль общения.

У каждого ребенка адаптация идет по своему индивидуальному сценарию. Это зависит от многих моментов, и в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Но нам важно помнить, что многие изменения, которые происходят с ребенком, связаны с тем, что он оказался в непривычной среде.

В ходе научных исследований выделены три фазы адаптационного процесса.

1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым ОРВИ, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению  со средними возрастными нормами  (длится 3-5 месяцев).

3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  1. легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  2. адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  3. тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить физическое и психическое истощение организма.

Условно можно выделить два варианта протекания адаптации: позитивный и негативный. При позитивном сценарии организм и психика ребенка успешно приспосабливаются к новым условиям. Выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт ( эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения ( способность легко и точно выполнять требования среды). При негативном сценарии ребенок может находиться в состоянии стресса, что может отражаться на его двигательной активности, аппетите, сне и поведении.

Родителям и педагогам необходимо обращать внимание на все изменения, которые наблюдаются в поведении, эмоциях, отношениях ребенка, Следует учитывать и тот факт, что для многих детей период адаптации к учреждению дошкольного образования может совпасть с так называемым кризисом трех лет.

Кризис трех лет знаменует собой окончание периода раннего детства. В это время может наблюдаться обострение отношений ребенка со взрослыми, которое и является основным показателем кризиса трех лет. Его появление связано, с одной стороны, с усилением у малыша желания быть самостоятельным, а с другой – с неготовностью взрослых «перестроить отношения». В результате у ребенка могут наблюдаться бурные эмоциональные реакции. Он может стать неуправляемым, упрямым, быть очень эмоциональным, проявлять стремление «делать все назло».

При всей сложности протекания кризиса, родители должны помнить главное: кризис трех лет свидетельствует о том, что ребенок перешел на следующую ступеньку в своем развитии. Эта ступенька достаточно сложная, поэтому нужно проявлять максимум терпения и мудрости, чтобы ему помочь. Важнейшая задача, которую ребенок решает в это время, развитие своей самостоятельности, для чего он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Следует предоставить ребенку сферы деятельности, где бы он мог проявлять и развивать свою самостоятельность. Благодаря этому мы способствуем формированию умения и стремления приспосабливаться к жизни, проявлять активность, что является важным для решения задачи адаптации к учреждению дошкольного образования.

 

Как помочь детям лучше адаптироваться.

Как мы можем помочь малышу успешно справиться с адаптацией к учреждению дошкольного образования? Вряд ли можно говорить о каких-то универсальных советах по наиболее успешной адаптации конкретного ребенка. Думаем, что в основе помощи должны лежать наша любовь к ребенку, глубинное понимание и чувствование того, что он переживает и чем живет. Но кроме этого, можно учитывать положительный опыт многих людей, которые мы отразили в следующих рекомендациях.

Рекомендации по содействию адаптации ребенка ( в период до поступления в д/с).

  1. Заранее формируйте у ребенка положительное отношение к учреждению дошкольного образования и представления о том, чем там занимаются дети, используйте игры и сказки.

Сочините для своего малыша историю о том, как малыш пошел в д/с, и сыграйте эту историю. Маленькие дети больше откликаются на персонажи зверей и легче себя с ними идентифицируют.

Пусть малыш сам подскажет вам персонажа или используйте то животное, которым вы ласково называете своего кроху ( зайчонок, мышонок). А сюжет может быть приблизительно таким. Жил-был маленький котенок. Он был очень пушистым и ласковым (укажите качества, которые близки вашему ребенку),и мама его очень любила. Днем она водила его гулять, где он встречался со своими друзьями (опишите ситуацию привычную для прогулки).

Однажды они проходили около детского сада, где веселились дети. Мама увидела его любопытство и сказала: «Здесь детки весь день играют вместе». Котенок вспомнил о своих друзьях и подумал, как было бы здорово вместе играть целый день, а потом вместе пойти обедать.(Опишите любимую игру ребенка, в которую могли бы играть в учреждении дошкольного образования,)

Котенок часто вспоминал про учреждение дошкольного образования, он спрашивал, что делают в учреждении дошкольного образования. А мама рассказывала, что детишки там кушают вместе, ходят на занятия, на которых рисуют, танцуют, занимаются физкультурой в спортивном зале, бегают наперегонки, играют в мяч. А потом приходит мама и забирает домой своего малыша. Котенку очень захотелось пойти туда. Он стал просить маму отвести его в учреждение дошкольного образования. Когда малыш пришел туда, то немного растерялся. Мама стояла рядом, в группе было много малышей, они вместе играли в какую-то игру, а на полках стояло множество игрушек, как в магазине, и любую можно было взять и поиграть. Осмотревшись, котенок помахал маме лапкой и вошел в группу, а добрая воспитательница, которую он не раз видел на улице, познакомила его с детьми и помогла освоиться в группе. День в саду прошел интересно. Он познакомился с таким же котенком, как и он сам, и они вместе играли в разные игры.. Но вот пришла мама, она все это время готовила вкусный пирог и думала о своем малыше.. По дороге домой он стал рассказывать о своем новом друге, воспитательнице и еще о многом интересном. С тех пор он стал ходить в учреждение дошкольного образования каждый день.

Сочиняя и рассказывая подобные истории во время прогулок или перед сном, мы готовим психику ребенка к вхождению в новый, пока еще непривычный для него мир.

Некоторые родители, вместо позитивного отношения, неосознанно формируют негативные установки. Это происходит, например, когда родители при плохом поведении или непослушании ребенка, бросают фразу: «Будешь плохо себя вести, отдам в учреждение дошкольного образования к злой тете!» . Понятно, что в этом случае ребенок вряд ли когда-либо захочет идти в учреждение дошкольного образования.

2. Расширяйте круг общения своего ребенка, создавайте условия для развития его навыков общения.

Адаптация часто затруднена у тех детей, которые до поступления в дошкольное учреждение общаются с незначительным и постоянным  кругом людей. И это понятно, ибо, когда ребенок привык видеть и общаться с одними и теми же людьми, новые контакты могут порождать у него тревогу, беспокойство, неуверенность.

3. Постарайтесь не отдавать ребенка в то время, когда он в силу тех или иных причин эмоционально уязвлен.

У любого человека бывают периоды, когда может быть ослаблен организм или уязвима психика. У малыша это может быть связано с кризисом трех лет либо с ослаблением организма во время болезни. В этом случае необходимо быть внимательными к психоэмоциональному состоянию ребенка.

4. Развивайте у ребенка самостоятельность и уверенность в себе.

Позволяйте ребенку формировать опыт достижений, ощущения «Я это могу!».  То, что взрослому может показаться пустяком и отвлечением, для малыша является самым важным. Он не просто что-то делает, а убеждается, что он многое может делать сам. А это, в свою очередь, формирует у него позицию «Я справлюсь! Я могу!». Если этого нет, ребенку будет сложно справляться с новой ситуацией, потому что его приучили быть пассивным и сомневающимся.

5. Формируйте у ребенка чувство доверия к миру на основе безусловной любви.

Каждому человеку, чтобы чувствовать себя самодостаточно, спокойно , миролюбиво, нужно ощущение, что нас любят просто так, что нас воспринимают такими, какие мы есть. И если это есть, то формируется доверие к другим людям и жизни в целом, наблюдается меньше тревог и опасений.  А если ребенок постоянно находится под гнетом  критики. обвинений, неприятия, то он воспринимает мир враждебно и любая новая среда будет вызывать в нем настороженность и тревогу.

Для формирования чувства доверия, как можно чаще выражайте ребенку свою любовь через прикосновения, улыбку, игру, что позволяет ему чувствовать себя в полной безопасности.

6. Приучайте ребенка к временной разлуке.

 Одним из самых травмирующих моментов для некоторых детей при поступлении в учреждение дошкольного образования является необходимость расставаться с мамой или другим близким человеком. Поэтому важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в учреждение дошкольного образования был опыт временной разлуки.  Если есть возможность, оставляйте ребенка с родственниками и другими близкими людьми.

7. Постарайтесь приблизить домашний режим дня ребенка к режиму детского сада.

Дома, как правило, режим ребенка формируется сам.  И часто это хорошо, потому как у каждого свои биологические часы и потребности.. Но ввиду того, что в дошкольном учреждении  нужно организовать совместную жизнедеятельность всех детей, каждый ребенок должен адаптироваться к некоторым общим моментам.

8. Укрепляйте физическое здоровье малыша.

Укрепление физического здоровья   важно само по себе. Но мы считаем нужным еще раз указать на этот аспект. Чем сильнее и выносливее организм ребенка, тем  легче ему будет справляться с новыми условиями. Поэтому пусть ваш малыш как можно больше двигается, дышит свежим воздухом, испытывает положительные эмоции, закаливается.

 

Рекомендации по  содействию адаптации ребенка  ( в начальный период посещения детского сада).

1. Проявляйте искренний интерес к первым шагам ребенка в учреждении дошкольного образования.

Поступление в учреждение дошкольного образования- значимое событие  и для вашего малыша, и для вас. В любой жизненной ситуации первые шаги очень важны. Поэтому будьте исследователем, собеседником, другом в одном лице для своего ребенка. Искренне интересуйтесь, что понравилось вашему малышу, с кем он общался, с кем играл, чем занимался.  Пообщайтесь с воспитателями, педагогами, узнав их мнение, как привыкает ребенок к учреждению дошкольного образования.

2. Выражайте позитивное отношение и оптимизм по поводу поступления ребенка в учреждение дошкольного образования.

Выражайте и делитесь своими ощущениями радости с ребенком, что он уже вырос и ходит в учреждение дошкольного образования. Учитесь сами и учите ребенка обращать внимание на все хорошее, происходящее в учреждении дошкольного образования и  «пропускайте негатив». Если нужно предпринять какие-то действия- предпримите. Но не «раздувайте» негативную информацию, «не впускайте ее в себя», потому что она будет «впитана» и вашим малышом. А вследствие этого могут возникнуть новые проблемы.

3. Старайтесь постепенно вводить ребенка в новую жизненную ситуацию.

Если у вас есть возможность, оставайтесь на некоторое время вместе с малышом. Также первое время постарайтесь забирать ребенка домой пораньше.

4. Будьте внимательны к эмоциям ребенка.

Если видите, что адаптация забирает много энергии у ребенка, может быть есть смысл дома ограничить ребенка как от негативных, так и от сильных приятных переживаний.

5. Будьте терпеливы.

Терпение- важнейшее качество для тех, кто так или иначе связан с воспитанием детей. В сложных ситуациях оно особенно важно.  При этом не надо путать терпение с безразличием. Терпение предполагает понимание того, что происходит с ребенком, и в случае необходимости, проявление сдержанности и спокойствия. Если же родители не сдерживаются, то тем самым создают дополнительную нагрузку своему ребенку. Быть терпеливым может помочь осознание того, что  в это время психика и организм вашего ребенка решают важную задачу.

6. Будьте мудрыми.

Если у вашего малыша что-то «не заладилось», нужно понять, что конкретно вызвало затруднения в адаптации, и решать проблемы в соответствии с этой информацией.